Главная / Образование / Лучший директор школы 2015: каждый учитель должен «сбегать» в будущее

Лучший директор школы 2015: каждый учитель должен «сбегать» в будущее

Победителем Всероссийского конкурса «Директор школы 2015» стала потомственный учитель, директор школы №5 города Надыма Елена Лихацких. Сразу после церемонии награждения она дала интервью РИА Новости.

Лучший директор школы 2015 года, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5  г. Надыма» (Ямало-Ненецкий автономный округ) Елена Лихацких в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой рассказала о том, что такое «педагогический фандрайзинг».

— За моей спиной стояли сильные команды профессионалов. Во-первых, ямальское образование всегда на шаг впереди: мы часто обучаемся, постоянно обмениваемся опытом, обновляемся, живем «на волне». Мы не успеваем»бронзоветь», а это очень ценно. Во-вторых, я прошла обучение в Высшей школе экономики по программе профессиональной переподготовки, которую организовал профессор Анатолий Каспржак. Думаю, что равной этой программе в России нет. Современные технологии, которые применяются во время обучения, полностью меняют стереотипы мышления. В-третьих, организаторы конкурса задумали его таким образом, что в процессе неминуемо должна была уйти профессиональная и личностная скрытность, которая зачастую возникает в директорской среде. От нас требовалось плыть именно в этом русле, что мы с удовольствием и делали.

— Я представитель четвертого поколения учителей в нашей семье. Нашей династии уже более 250 лет. Я говорю об этом с гордостью, а не для того, чтобы похвастаться. Что такое династия? Человек сам верен своей профессии, да и детей воспитывает в уважении к ней, хотя профессия учителя далеко не из легких. Но иной жизни я для себя просто не представляла. Выбор никогда не стоял: все было нацелено на педагогику.

— Я полностью согласна с Константином Ушаковым (председатель жюри конкурса): количество денег, которое получает человек, не влияет на качество его работы, а иногда возникает и обратно пропорциональная зависимость. Кроме материальных стимулов, должны быть стимулы моральные. Учитель должен иметь желание и внутреннее стремление себя реализовать. Мне близки слова начальника Департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой, что учитель должен «сбегать» в будущее, вернуться и научить ребенка жизни в новом мире. Учить не прошлым, а будущим. И такой труд оценивается не деньгами. Деньги в данном случае — последствие честной работы с полной отдачей.

— Ямальское образование не обошла общероссийская проблема: педагогические кадры стареют, требуют смены. Иногда эта смена происходит болезненно, возникают столкновения двух частей коллектива — стажистов и молодых педагогов. С одной стороны — опыт и давление авторитетом; с другой — стремление к творчеству, инновациям и попытки «подрезать крылья». Но и молодые педагоги бывают очень разные: стремление работать в режиме развития присутствует далеко не у всех. Иные стажисты и после 25 лет педагогического стажа продолжают развиваться, работая «на гребне волны». Здесь важен не столько стаж, сколько здоровый внутренний «кураж», неуспокоенность педагога.

— Я разработала проект сетевого взаимодействия учреждений «Педагогический фандрайзинг» (использование заимствованных ресурсов). Педагоги не всегда готовы поделиться накопленным педагогическим опытом с начинающими учителями. Зачастую опытный преподаватель думает примерно так: «я помучился, теперь твоя очередь».

Нам нужно было найти какие-то точки соприкосновения, на общей волне соединить этих разных людей. Мы в нашем муниципалитете создали несколько сетевых пар. Не могу сказать, что идея была всеми воспринята «на ура», более того, была предпринята попытка сопротивления в духе «не хочу делиться, это мой опыт, моя методика, она приносит мне результат»… Тогда мы провели серьезный психологический тренинг с включением педагогов из разных школ города. Стажисты должны были почувствовать себя в роли молодых учителей и выбрать себе того члена коллектива, который им максимально близок по духу и психологически комфортен.

— Да, меня активно поддержал Департамент образования. В Надыме работала специальная площадка «Развитие кадрового потенциала». На этой площадке собрались педагоги из разных школ города, а для нашей школы это было особенно актуально, ведь иногда новые молодые специалисты в маленьких городах оказываются одинокими в своей профессии. Например, учителю информатики элементарно не у кого было научиться в нашей школе.

— Результаты достаточно серьезные: многие учителя повысили квалификационные категории, причем это коснулось как стажистов, так и молодых педагогов. В городе образовались сетевые пары, образовательные дуэты, тройки… Возникло даже целое сетевое сообщество на базе легоконструирования. Мы почувствовали, что у людей есть к этому интерес. Эту инициативу может загубить только управленческое нежелание директоров делиться своими педагогами. Очень сложно иметь под своим крылом звезду, не просто руководить талантливыми людьми, гораздо проще — обычными. Мы рискнули. Не могу сказать, что повсюду засияли звезды, но люди действительно раскрылись.

— Мы планируем, а Бог улыбается. Лично у меня еще многое не сделано. Процесс формирования коллектива не завершен. Остаются профессиональные шероховатости, о которые «спотыкаются» учителя. Нет полной самоотдачи у 100% коллектива, хотя я отдаю себе отчет в том, что этого никогда и не будет, главное — повысить КПД.

Хотелось бы реализовать еще один проект, связанный с ориентацией наших детей на поступление в высшие учебные заведения. Мы сейчас активно работаем над проектом «Естественнонаучное конвергентное образование». Суть его такова: суметь преподать физику, биологию и химию в виде естествознания – предмета, дающего ребенку цельную картину мира, а не раздробленные знания. Учителя в целом готовы к этому, просто нужна система и личная заинтересованность. Нужно постоянно быть лидером и остро чувствовать — у человека глаза чуть потухли, значит надо «выдергивать», поддерживать, возрождать утерянный интерес.

— Ни за что. Нет таких нарушений, за которые человека можно сразу уволить, каждому надо дать шанс. Мы сейчас не говорим про запредельные вещи, когда ребенку нанесен вред здоровью – это даже не обсуждается. Но что касается педагогических ошибок, это совершенно нормальный процесс. Просто надо анализировать, почему они допущены, как человек с ними работает.

— Я сама действующий учитель истории высшей категории. Работаю со старшими классами. Сейчас у меня профильная группа детей гуманитарно-юридического профиля. Не секрет, что у нас в юристы идут все, кто в физике не силен. Моя цель — сломать этот стереотип, показать детям другой мир. И отношение к ним — просто как к людям, взрослым и достойным людям.

— Все перечисленное мы должны принимать и исполнять. Но на мой взгляд, любая обезличенная оценка знаний не всегда бывает объективной. Я все-таки за то, чтобы присутствовал элемент личного, контакт «глаза в глаза».

— Мы часто за формальностями не видим истину. Не всегда можем позволить себе сказать правду, чтобы не портить отчетность и статистику. А правда нужна, по крайней мере, перед самим собой. Нам надо уметь видеть и исправлять свои ошибки, брать на себя ответственность за их последствия и стремиться к успеху.

Источник: ria.ru

Проверьте также

Ученые обсудят в Москве проблемы доступности неформального образования

Ведущие российские и зарубежные эксперты обсудят проблемы неравного доступа детей к неформальному образованию. Ведущие российские ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *